Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Грузовики-бензовозы ГАЗ-ММ

Грузовики ГАЗ-ММ, с 200 литровыми бочками, во время слива топлива из железнодорожных цистерн под Сталинградом. Капоты моторов укрыты ватными чехлами, вместо дверей — брезентовые клапаны. Донской фронт, зима 1942—1943 годов.

 

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА 4х2 и его модернизированный вариант ГАЗ-ММ были самыми массовыми грузовиками, состоявшими на оснащении Красной Армии на начальном периоде Великой Отечественной войны.

ГАЗ-АА, прозванный в народе "полуторкой", был лицензионной копией американского грузовика Форд АА образца 1929 года. Его конструкция была доработана группой советских инженеров под руководством В. А. Грачева. Первый серийный грузовик ГАЗ-АА сошел с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) еще 29 января 1932 года. Вскоре город был переименован в Горький, а завод стал соответственно называться ГАЗ.

В отличие от своего американского прототипа, на ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и прочее. С 1933 года грузовики ГАЗ-АА стали собирать полностью из советских деталей. В 1934 году кабины стали делать из железа с дерматиновой крышей вместо дерева и прессованного картона.

В 1938 году появился ГАЗ-ММ. Он отличался новым двигателем, усиленной подвеской, новым рулевым механизмом и карданным валом. Однако, внешне ГАЗ-ММ не отличался от своего предшественниками ГАЗ-АА. 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-ММ имел объем 3285 см3 и мощность до 50 л.с. вместо 42 у ГАЗ-АА.

Из-за острого недостатка ряда комплектующих в годы войны был налажен выпуск упрощенной версии грузовика - ГАЗ-ММ-В. Двери у него были заменены на треугольные боковые загородки и сворачиваемые брезентовые двери, а боковые борта кузова не откидывались. Крылья были сделаны из кровельного железа методом простой гибки, не было тормоза на передних колесах, была только одна фара со стороны водителя.

К 20 июня 1941 года было выпущено свыше 151 100 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а за весь период производства - около одного миллиона. В Красной Армии эти грузовики применялись и в роли легких артиллерийских тягачей, для установки счетверенных зенитных пулеметов системы Максима (4М), в качестве подвижной автомастерской, бензовоза, авиационно-пусковой машины, санитарной машины, передвижного КП и т.д.